Производственный экологический контроль и экологический мониторинг
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах I, II и III категорий, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (ПЭК), в соответствии с п. 2 ст. 67 Закона №7-ФЗ
Согласно Приказу Минприроды России от 16.03.2017 г. № 92, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хазяйственную или иную деятельность на объектах I, II и III категорий, предоставляют Отчет об организации и о результатах осущетсвления производственного экологического контроля ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Цели ПЭК:
- обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее природоохранных мероприятий);
- обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Основной задачей ПЭК является выполнение подразделениями предприятия требований природоохранного законодательства, нормативных документов в области охраны окружающей среды, касающихся:
- соблюдения установленных нормативов воздействия на компоненты окружающей природной среды;
- соблюдения лимитов пользования природными ресурсами и лимитов размещения отходов;
- соблюдения нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния предприятия;
- выполнение планов природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.
Объектами производственного экологического контроля являются:
- источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- cистемы очистки отходящих газов;
- источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (в водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты), в системы канализации и сети водоотведения;
- системы очистки отработанных вод;
- системы оборотного и повторного водоснабжения;
- источники образования отходов производства;
- объекты размещения и утилизации отходов (площадки временного хранения, стационарные полигоны);
- склады и хранилища сырья, материалов, реагентов, препаратов;
- источники возникновения вредных воздействий физических факторов и полей;
- объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленной площадки, территории, где осуществляется природопользование, санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
- природные ресурсы;
- системы предупреждения, локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, приводящих к отрицательным воздействиям на окружающую среду;
- природные среды, загрязненные химическими веществами по вине природопользователя.
Документация, содержащая сведения о результатах осуществления ПЭК, включает в себя информацию:
- о технологических процессах, технологиях, о применяемом топливе, сырье, материалах;
- об оборудовании для производства продукции (товара);
- о выполненных работах, об оказанных услугах;
- об образовании отходов производства и потребления;
- о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ;
- об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
- об обращении с отходами производства и потребления;
- о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
Перечень нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 №7-ФЗ.
- Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ.
- Федеральный закон РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 г. №89-ФЗ.
- Водный кодекс Российской федерации.
- Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- ГОСТ Р 56061-2014 г. «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля».
- ГОСТ Р 56062-2014 г. «Производственный экологический контроль. Общие положения».
- СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г.).
Ответственность за отсутствие ПЭК:
Отсутствие ПЭК относится к «несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами» и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Экологический мониторинг представляет собой комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды и ее компонентов, а также оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Кроме того, целью экологического мониторинга является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения негативных последствий таких изменений.
Объектами производственного экологического мониторинга являются:
- выбросы организованных и неорганизованных источников;
- атмосферные осадки;
- поверхностные воды;
- донные отложения;
- почвенный покров;
- растительный покров;
- животный мир.
Организация работ по проведению производственного экологического контроля и экологического мониторинга:
1. Разработка и согласование программы работ с территориальным Управлением Росприроднадзора.
2. Проведение съемок экологического мониторинга и проверок производственного контроля.
3. Отбор проб различных сред и проведение необходимых измерений.
4. Проведение лабораторных анализов отобранных проб.
5. Составление отчетов по результатам работ.
6. Передача данных мониторинга в уполномоченные государственные органы исполнительной власти.